Путин сообщил 18 января, что Киеву будет предоставлена 20-процентная скидка на российский газ при сохранении льготного тарифа на транзит топлива, пишет мировая пресса. Подписание соглашения должно состояться в течение дня, но пойдет ли газ в Европу? Ликовать еще рановато, считают корреспонденты, хотя обе стороны осознали, что газовая война подрывает их репутацию.
Вчера Россия и Украина наконец-то договорились о цене на газ, но это пока не облегчило положение стран, страдающих от прекращения поставок, сообщает The Times. "Евросоюз приветствовал эту новость крайне сдержанно, отметив, что факт соглашения подтвердится, когда возобновятся поставки его членам, сильно пострадавшим от газовой войны между двумя соперницами – бывшими республиками СССР", – пишет корреспондент Тони Хэлпин.
По мнению автора, Украина осталась в проигрыше: Тимошенко согласилась платить европейскую цену, пусть с 20-процентной скидкой, а в 2010 году перейти на полную цену. Между тем неясно, каков будет уровень "европейских цен" в будущем. Неназванный украинский чиновник сообщил газете, что в нынешнем году Киев будет платить за 1 тыс. кубометров 270-280 долларов, что станет дополнительным ударом для украинской экономики: согласно прогнозам, уже при цене на газ в 220 долларов производство в 2009 году должно было сократиться на 6%.
"В целом репутация Украины испорчена больше, чем имидж России", – отмечает автор, поясняя, что многие государства, которые активнее всего поддерживали прием Украины в ЕС, сильно пострадали от отключения газа.
Как подчеркивает журналист The Wall Street Journal Алан Каллисон, компромисс был найден в ходе многочасовых переговоров, состоявшихся в Москве между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, при сильном давлении европейских лидеров. В Брюсселе приветствовали соглашение, но заявили, что, пока не возобновятся поставки топлива, рано радоваться.
В понедельник глава украинского правительства вернется в Москву для подписания договоренности, сообщает издание. Даже если газ включат тотчас же, могут пройти еще сутки, пока он достигнет европейских потребителей, уточняет корреспондент.
ЕС сдержанно реагирует на российско-украинское соглашение по газу, отмечает The Guardian. "Все зависит от того, потечет ли газ к европейским потребителям", – цитирует вчерашнее заявление Евросоюза обозреватель британского издания.
"Ключом к сделке могут стать договоренности двух премьеров, которые провели большую часть уик-энда в беседах с глазу на глаз", – пишет Люк Гардинг, поясняя, что Тимошенко в последнее время осознала политическую выгоду более нюансированных отношений с Россией, а Москва отказывается иметь дело с номинальным начальником Тимошенко, президентом Ющенко. Остается неясным, как отреагирует на последнее соглашение Ющенко, подчеркивает корреспондент.
Кроме того, он приводит слова неназванного украинского чиновника: "Дьявол в деталях, а детали мы пока не утрясли. Обе стороны понимают, что продолжение этой войны пагубно для их интересов в Европе, и наши переговоры – не для вида".
"Для ликования еще слишком рано" – так назвала свой комментарий в Der Standard Верена Дитхельм. У Европы, оставшейся более чем на 11 суток без российского газа, затеплилась надежда на скорое возобновление поставок, но, во-первых, детали соглашения предстоит еще обсуждать на переговорах между "Газпромом" и "Нафтогазом", а во-вторых, на достигнутые его соперницей Юлией Тимошенко договоренности еще не дал добро президент Ющенко.
В ходе газового конфликта пострадала репутация обеих сторон, полагает автор, а Евросоюз, добавляет она, оказался при этом "беззубым бумажным тигром, бездеятельно наблюдавшим за битвой двух драчливых петухов".
В перспективе от достигнутого компромисса выигрывает в первую очередь Россия: "Газпром" получит дополнительную прибыль от новой цены на газ для Украины, а строительство Балтийского газопровода будет форсировано. С другой стороны, "бывшие братские республики получили четкий сигнал: если они хотят выйти из сферы влияния Москвы, с низкими ценами будет покончено", говорится в статье.
Итальянская La Stampa пишет, что "Газпром" с начала кризиса уже потерял 1 млрд 300 млн долларов – почти 1 млрд евро. Видимо, Кремль готов на все, чтобы заставить Украину заплатить по счетам и даже, быть может, покориться в политическом плане, пишет автор.
Информируя о ходе переговоров премьеров Украины и России, корреспондент подчеркивает насущную необходимость достижения соглашения: Болгария уже заявила, что ее дальнейшее существование обусловлено чрезвычайной помощью со стороны Греции (2 млн кубометров газа в день), а Италия, несмотря на большие запасы топлива, без дальнейших поставок в состоянии продержаться около 15 дней.
По свидетельству корреспондента Луиджи Грассия, итальянский премьер Берлускони заявил, что Италия постарается покупать газ напрямую у "Газпрома", а также сообщил, что позвонил Путину и сказал ему: "Ты не оставишь меня замерзать? Друзья так не поступают".
Не было бы счастья, да несчастье помогло: прекращение поставок российского газа в начале января заставило Европу задуматься о своей зависимости от России, пишет La Croix.
На этот раз кризис ускорит выработку единой европейской политики энергетической безопасности, убежден министр энергетики Франции Жан-Луи Борло. Основные положения этой политики, отмечают авторы статьи Ален Гиймоль и Себастьен Мейяр, уже известны: диверсификация каналов поставки природного газа, объединение внутриевропейских сетей и солидарность ЕС в чрезвычайных ситуациях.
Альтернативой российскому газу могут стать поставки из прикаспийского региона, Египта или с Ближнего Востока (Иран, Ирак) через Турцию по проектируемому газопроводу Nabucco. Еще один альтернативный источник газа – Нигерия, где ЕС поддерживает проект строительства газопровода через Сахару, Нигер и Алжир в Европу, но и в этот проект уже "влез" "Газпром", сетует издание. Кроме того, российская компания реализует еще два проекта, и нынешний кризис свидетельствует в их пользу, пишут корреспонденты: это российско-немецкий "Северный поток" и российско-итальянский "Южный поток".
Но даже в случае снижения потребления и создания новых транзитных путей, указывают обозреватели издания, Россия, которой принадлежит 30% мировых запасов газа, останется важным партнером ЕС. Это партнерство предполагает, что "Газпром" займется прямым распределением газа в Европе, что уже происходит, а европейские компании получат доступ к российским месторождениям, что представляется проблематичным, говорится в статье. И российско-украинский кризис никоим образом не способствовал улучшению ситуации, заключает издание.
|